Имя материала: История отечественной журналистики (1917–2000)

Автор: И.В. КУЗНЕЦОВ

Нельзя не отметить продолжавшегося преобразования некоторых центральных газет в органы ЦК КПСС. С 1 января 1987 г. их число пополнила «Строительная газета», а с 3 января 1989 г. – «Учительская газета». Как разъяснялось читателям, эти газеты преобразовывались в связи с необходимостью «усиления политического руководства строительством», а также «делом обучения и воспитания подрастающего поколения».

В августе 1989 г. ЦК КПСС принял постановление «О некоторых вопросах перестройки центральной партийной печати». Уроки общественного развития после апреля 1985 г., отмечалось в постановлении, выдвигают необходимость перестройки партийной прессы, призванной активнее способствовать возрождению «ленинской концепции партии как политического авангарда общества». В целях «совершенствования центральных партийных газет» в соответствии с постановлением на базе «Социалистической индустрии» и «Строительной газеты» в 1990 г. была создана ежедневная газета «Рабочая трибуна», а еженедельная «Экономическая газета» перепрофилирована в ежедневную массовую газету ЦК КПСС. Одновременно, прекратив выпуск партийных журналов «Агитатор» и «Политическое самообразование», ЦК КПСС начал издавать журнал «Диалог». В соответствии с этим постановлением ЦК компартий союзных республик было дано указание пересмотреть структуру своих партийных изданий, добиваясь снижения их убыточности.

Возникает немало новых газет и журналов. В числе первых начал издаваться бюллетень «НТР: проблемы и решения». В открывавшей первый номер статье «Читатель и прогресс» отмечалось, что программа существенного ускорения темпов роста, интенсификации экономики, научно-технического прогресса, принятая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, будет главной в деятельности редакции, которая станет стремиться «вести научно-техническую мысль в обгон, а не в догонку»[221]. В состав редколлегии «Бюллетеня» вошли видные академики и члены-корреспонденты АН СССР. Основными в «Бюллетене», предназначенном для инженеров, конструкторов, технологов, организаторов производства, стали разделы: «НТП-85», «Пульс НТР», «Новая техника», «Наука вокруг нас».

Из новых изданий следует выделить журналы «Трезвость и культура», «Родина» (ежемесячное приложение к газете «Правда»), еженедельник «Семья» – издание Советского детского фонда им. В.И. Ленина. Наибольшее внимание в еженедельнике уделялось проблемам укрепления семьи, о чем свидетельствовали основные рубрики издания: «Семейный детский дом», «Мамина страница», «Папина страница», «Бабушкина страница» и «Дедушкина страница».

Заметным явлением в отечественной журналистике конца 90-х стало издание журнала «Наше наследие». Представляя читателям его первый номер, редактор писал: «Нам очень хочется выпускать истинно культурный, по-настоящему интеллигентный журнал, интересный прежде всего массовому читателю, приобщающий его к истинным ценностям отечественного многонационального литературного, исторического, философского, художественного наследия, пробуждающим гражданские чувства ответственности в сохранении и приумножении народного культурного достояния»[222]. Уже в первом номере читатели познакомились с «Африканским дневником» Н. Гумилева, стихотворными произведениями М. Цветаевой, с захватывающими публикациями под рубрикой «По страницам старых журналов». В последующих номерах внимание подписчиков неизменно привлекали не публиковавшиеся ранее, малоизвестные произведения А. Ахматовой, Е. Замятина, Вл. Ходасевича, Вяч. Иванова, М. Осоргина, мемуары И. Бунина, М. Пришвина и многих других.

Среди новых изданий, свидетельствующих, что пресса периода перестройки, как и в годы авторитарно-бюрократического режима должна была отвечать главной задаче – повышения роли КПСС как политического авангарда общества, стало возобновление в январе 1989 г. журнала «Известия ЦК КПСС» и газеты «Правительственный вестник». Журнал «Известия ЦК КПСС» явился преемником «Известий ЦК РКП(б), издававшихся в 1919–1929 гг. В первом же номере возобновленного журнала были помещены краткие биографии членов Политбюро, секретарей ЦК КПСС, опубликованы материалы о работе Центральной ревизионной комиссии, Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, непубликовавшиеся ранее документы В.И. Ленина. Открывался номер обращением Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, разъяснявшего, что главная задача нового издания «помогать трудящимся более широко участвовать в разработке и осуществлении партийной политики», что журнал будет следовать традициям издававшихся при В.И. Ленине «Известий ЦК РКП(б)».

Традициям издававшейся при В.И. Ленине «Газеты Временного рабочего и крестьянского правительства» следовала и газета «Правительственный вестник». Ее первый номер также открывался обращением «К нашим читателям» председателя Совета министров СССР Н.И. Рыжкова. Эти издания – самое красноречивое свидетельство, что СМИ по-прежнему являлись главной трибуной партии, призванные главное внимание уделять «ключевым направлениям реализации политики КПСС»[223].

В условиях демократизации общества появляются и качественно новые издания: «Независимая газета», «Куранты», «Совершенно секретно». Еженедельник «Куранты» – первая попытка создать независимое от политических партий издание. Первый его номер увидел свет 20 сентября 1990 г. В передовой «К читателю» говорилось: «Мы внепартийная газета. Но – обостренно политическая... Имея свою вполне определенную позицию, редакция тем не менее будет стараться отражать весь широкий спектр общественного мнения горожан, депутатских фракций. И, конечно, мы постараемся сделать все, чтобы быть просто интересной газетой для самых разных читателей». Учредителем газеты выступил Моссовет. Он же стал учредителем и «Независимой газеты», появившейся в декабре 1990 г. В первые месяцы весь 150-тысячный тираж газеты распространялся исключительно в столице.

Paдио и телевидение. Все больший размах получало радиовещание. В 1990 г. вещание вели около 180 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. 22 августа 1990 г. начались передачи первой негосударственной (независимой от Гостелерадио) радиостанции «Эхо Москвы», в числе учредителей которой были Моссовет, редакция журнала «Огонек» и факультет журналистики МГУ. В начале 1991 г. образовалась Российская независимая телерадиокампания, в составе которой стало функционировать «Радио России». «Московское радио» вышло на первое место в мире по объему вещания на зарубежные страны – 2.227 часов в неделю на 80 языках мира. По числу же слушателей самая большая аудитория была у Би-Би-Си (120 млн человек в год), у «Голоса Америки» (85 млн), у «Свободной Европы» (55 млн), у «Немецкой волны» (30 млн), у «Московского радио» (15 млн), у «Радио Франции» (10 млн), у «Радио Пекина» (5 млн человек)[224].

Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 |